Павел Пачковски: «Я открыт для общения, совместных фото, автографов»

Павел Пачковски: "Я открыт для общения, совместных фото, автографов"

Гандбольный чемпион Беларуси начинает сезон под новым русскоязычным брендом «Мешков Брест». Обновился и его состав. Один из новобранцев — именитый левша-полусредний из Польши.

— В условиях пандемии коронавируса любая мелочь может превратиться в проблему. Как ты добрался в Брест?

— Все познается в сравнении. Гораздо сложнее было выбраться в период карантина из Венгрии, где я выступал за «Веспрем», и попасть в Польшу. А с приездом в Брест все прошло гладко. Сейчас немногие путешествуют. Поэтому сделать визу было даже легче обычного. А потом я сел за руль автомобиля и спокойно добрался в Беларусь. 1 июля был на месте.

— Как проходит адаптация к новому городу, другой стране?

— Все в порядке, все отлично. К тому же рядом Польша, и это тоже большой плюс. Мысль о том, что родной дом не так уж и далеко, согревает.

— Кто помогает освоиться в новой обстановке?

— Все работники клуба очень доброжелательны к новичкам. Всегда можно позвонить любому из них, что-то спросить, уточнить. Никаких проблем с организационными вопросами не возникло.

— Чем ты занимался в Бресте в течение нескольких дней, пока не началась тренировочная работа?

— Полноценных тренировок не было, но мы прошли тесты. Сначала медицинские, потом — по физической подготовке. Еще прикупил кое-что для съемной квартиры. Надо потихоньку обустраивать быт, чтобы чувствовать себя комфортно, как дома.

— Уже успел присмотреться к Бресту?

— Пока лишь немного изучил центр. Мне понравилось. Думаю, время, чтобы погулять и узнать город лучше, еще будет.

— Раз уж заговорили про свободное время, расскажи, как предпочитаешь его проводить.

— Ничего необычного. Читаю книги, смотрю фильмы, слушаю музыку. Интересуюсь тем, что происходит в мире. С помощью мессенджеров общаюсь с друзьями, которые далеко от меня.

— Менеджмент брестского клуба славится креативностью. Уже успел ощутить ее на себе?

— У нас уже была фотосессия. А еще для новичков команды была организована экскурсия по центральной пешеходной улице и Брестской крепости. Ничего подобного в своих предыдущих командах не припоминаю.

Было интересно. И полезно. Знать историю клуба и города, где он базируется, — это важно. Чтобы защита цветов команды не была пустым звуком.

— Как возник вариант перехода в «Мешков Брест»? И почему ты выбрал этот клуб?

— Как только узнал, что придется расстаться с «Веспремом», стал подыскивать варианты. И здесь поступило предложение провести два сезона в Беларуси. Оно мне понравилось. Слышал много положительного о клубе, о команде. Поэтому долго не раздумывал.

Немаловажным фактором были хорошие шансы брестчан получить место в Лиге чемпионов. Сейчас здесь подобрался хороший состав, и мы можем успешно выступить в главном клубном турнире Европы.

— Самое время прокомментировать результаты недавней его жеребьевки.

— Уверенно могу сказать, что в Лиге чемпионов нет слабых команд. Все остальное субъективно. На мой взгляд, наша группа «А» сильнее и сложнее, чем «В». Но, возможно, представители другой восьмерки выскажут противоположное мнение.

Нам будет тяжело в каждом матче. Из личного опыта знаю, что в этом турнире иначе не бывает. Чтобы добиться успеха, надо всем и в каждом поединке выкладываться по максимуму.

— Уже который год подряд брестский клуб встретится с польским «Кельце», которому ты принадлежишь до 2024 года. Для тебя это будут особенные матчи?

— Хорошо помню, как играл против мешковцевв составе польского чемпиона и в групповом раунде, и в плей-офф. Теперь все наоборот. Надеюсь, вирусные проблемы в мире разрешатся, и я приеду в Кельце в форме нового клуба.

Жду этого с нетерпением. Но концентрироваться только на этом поединке не собираюсь. Для меня важным будет каждый матч в Лиге чемпионов.

— При таком богатом легионерском опыте паковать чемоданы и ехать к новому месту работы для тебя не проблема?

— Поначалу был легок на подъем. Сейчас каждый следующий переезд дается сложнее. Люблю узнавать новые страны, новые культуры. Но уже немного скучаю по Польше.

— Пройдемся по твоим легионерским адресам. В 2014 году, едва подписав первый контракт с «Кельце», ты отправился в аренду в «Дюнкерк». На ту пору это был чемпион Франции.

— Для меня тот переход был непростым. Только восстановился после травмы колена. Это была моя первая команда за пределами Польши. Ну и Франция — страна специфичная.

Там игроки очень уверены в себе, в правоте своего мнения. А здесь приехал молодой партнер — скромный, тихий и не говорящий по-французски. Мне было очень тяжело.

Но старожилы команды приняли меня хорошо, во всем помогали. Могу сказать о них только хорошее. После «Дюнкерка» вернулся в Кельце и провел там два полноценных сезона.

— А потом вновь уехал в аренду, на этот раз в украинский «Мотор»…

— Вот это было очень интересное время. Когда мне сказали про вариант перейти в «Мотор», отнесся к этому скептически, ответил отказом. Но потом остыл, поразмышлял и согласился. Почему нет? Ведь команда хорошая, играла в Лиге чемпионов, сражалась за выход из группы.

Конечно, Запорожье — не самый привлекательный город. Пусть там на меня не обижаются. Но мне в Украине было комфортно: хорошая погода, добрые люди. То время оказалось для меня полезным, вспоминаю его с теплотой.

— Твой переход в «Мотор» немало удивил. Ведь до этого ты провел два качественных сезона в Кельце, выиграл Лигу чемпионов, летом 2017-го был признан лучшим правым полусредним чемпионата Польши. И вдруг тебя отдали в аренду.

— Не хочу говорить на эту тему. Будем считать: все, что случилось, было к лучшему. Потому что в «Моторе» я вырос как игрок, получил приглашение в венгерский «Веспрем».

— Переход в ряды венгерского гранда воспринимался уже как блестящий карьерный прыжок.

— Это было исполнением мечты. Был очень рад, что меня заметили и пригласили в «Веспрем». Но сезон-2019/20 стал самым сложным в моей карьере. К сожалению, весной 2019 года в «Моторе» я получил серьезную травму и надолго выбыл из строя.

Не знаю, как все сложилось бы, не будь того злосчастного повреждения. Могу лишь предположить, что могло быть иначе, успешнее. Но на восстановление ушло много месяцев. Я вернулся на площадку в конце ноября. И по-настоящему проявить себя было уже сложно.

— В соглашении с «Веспремом» имелась опция продления аренды еще на год. Но она не была реализована.

— Это было решение венгерского клуба. Я не успел толком себя показать и, думаю, не оправдал ожиданий.

— Сколько иностранных языков ты выучил за время легионерских командировок?

— Немного понимаю французский, разговаривать на нем не могу, но в планах восполнить этот пробел. В венгерском я полный ноль. Выучить этот язык за короткое время — это за пределами возможностей обычного человека. Английский изучил в школе, а потом совершенствовал разговорный. Немного знаю испанский, это уже для души.

Ну и русский. Его тоже учил в школе. Знал основы, и это очень пригодилось при переезде в Запорожье. Ходил по городу, читал вывески, указатели, афиши, нормально ориентировался. Но больше всего помогло общение в команде. Теперь владею русским свободно.

— А в каких городах тебя узнавали на улице?

— В Плоцке, когда на старте карьеры выступал за «Вислу», и в Кельце. В Дюнкерке и Веспреме — нет. В Запорожье — очень редко, но это ведь большой город. В мой первый сезон зал там еще строился, и на домашние матчи Лиги чемпионов мы ездили в Харьков.

— Гарантирую, что в Бресте узнавать тебя станут скоро…

— Но, честно говоря, я не фанат популярности. В соцсетях не активничаю. Хотя, если болельщики поприветствуют в городе, то, конечно, отвечу взаимностью. Я открыт для общения, совместных фото, автографов.

— С «Кельце» у тебя долгосрочный контракт. Но в составе этой команды ты провел лишь два сезона, остальные — в аренде. Кто решает, где будет играть в следующем сезоне Павел Пачковски?

— Конечно, слушаю, что говорят президент клуба Бертус Серваас и главный тренер Талант Дуйшебаев. Но решение принимаю сам. Если бы я сказал, что хочу вернуться, то так и было бы.

Другое дело, сколько игровой практики я получил бы в Кельце? Там на моей позиции Алекс Дуйшебаев, Кшиштоф Лиевски, Бранко Вуйович. А я хочу играть много, выходить на площадку в каждом матче.

— Ты упомянул частые травмы, которые пришлось пережить по ходу карьеры. Не задумывался, почему их так много?

— Когда восстанавливаешься, хватает времени на анализ ситуации. Сделать верный и твердый вывод непросто. Всегда серьезно готовлюсь к тренировкам, правильно питаюсь, соблюдаю режим. Возможно, дело в генетике. У мамы и у двух моих братьев тоже есть проблемы с коленями…

— Во время лечения и реабилитации руки не опускались?

— Никогда. Многие вокруг поддерживали меня: родители, братья, друзья. Серваас всегда говорил, что в меня верит. Такие слова вдохновляют. Но главное, что в лучшее верил я сам. Поэтому упорно трудился и возвращался.

— Гандбол — игра контактная. О чем думается, когда выходишь на площадку после серьезной травмы?

— Возможно, в таких случаях самое сложное — выключить голову. Есть физиотерапевты, реабилитологи. Они профессионалы, и ты выполняешь все их задания, рекомендации. Потом они оценивают твое состояние и выносят вердикт, что в физическом плане ты в полном порядке. А дальше надо отключить свою боязнь. И тогда спустя какое-то время, через игру, возвращается уверенность.

— Ты сказал, что немного скучаешь по родине. Где твой дом в Польше?

— Я родился на севере страны, в небольшом городе Свеце. Он маленький, но очень красивый. Тридцать пять тысяч жителей, сто километров до Гданьска. Там я вырос. И мой дом по-прежнему там.

— А в Свеце тебя узнают на улицах?

— Считал, что нет. Но недавно общался с одним тамошним журналистом, и он заверил, что меня узнают все. Но я этого не ощущаю. Возможно, люди у нас не такие открытые. Если ты не знаком с человеком, то подходить и заводить разговор не принято.

— Как в твоей жизни появился гандбол?

— Все началось в Свеце. Мой отец давным-давно играл на любительском уровне. И когда в начале двухтысячных в городе открылся новый зал, папа и его бывший тренер решили создать юношескую гандбольную команду. Они набрали детей и начали работать.

Я к тому времени уже занимался баскетболом. В Свеце была команда, которая становилась призером чемпионата Польши. Поэтому многие мальчишки были ориентированы на баскетбол. Но как-то отец уговорил меня заглянуть к нему на тренировку. Я попробовал и остался в гандболе.

— Когда ты решил стать профессиональным игроком?

— Лет в тринадцать-четырнадцать. К тому времени я понял, что гандбол — мое будущее, и сконцентрировался на этой цели.

— Твоим первым профессиональным клубом была плоцкая «Висла». И с ней в 2011 году ты завоевал звание чемпиона Польши…

— Это был пока последний титул «Вислы». Дальше в национальном первенстве наступила гегемония «Виве». А тогда в Плоцке было хорошее время. Там я окончил лицей, познакомился со многими теперешними друзьями.

В составе «Вислы» провел первый матч на взрослом уровне. А чуть позже дебютировал и в Лиге чемпионов. Это была отличная школа для молодого гандболиста.

— Именно в те годы встречи «Вислы» и «Виве» стали «священной войной»?

— Все относительно. Соперничество этих клубов всегда принципиально. Тогда оно было немного жестче, чем сейчас. Но в 2011 или в 2012 годах партнеры из «Вислы» рассказывали, что раньше было еще жарче. С течением времени температура снизилась. На мой взгляд, агрессии не должно быть прежде всего на трибунах.

— А на площадке? Гандбольный матч может быть войной?

— Никогда не считал, что на площадке надо воевать. Война — это очень серьезно и страшно. А гандбол — всего лишь спорт.

— В 2014 году ты перешел из «Вислы» в «Виве». Как решился на такой шаг?

— Серваас в течение нескольких лет намекал, что очень хочет видеть меня в «Виве». Команда из Кельце тогда интенсивно развивалась, ее авторитет рос на глазах. Причем не только в Польше. И мне очень захотелось поучаствовать в процессе, стать частью этого проекта.

— Как восприняли тот трансфер болельщики?

— Была забавная ситуация. Только переехал в Кельце и в один из первых дней вечером отправился за продуктами. По дороге заметил, что за мною неотступно следуют трое. Заподозрил неладное, насторожился. Зашел в магазин — они за мной. И там один из «преследователей» заговорил: «Павел, мы рады приветствовать тебя в Кельце!» Это были болельщики, которые меня узнали.

Ха, конечно, когда в составе «Виве» впервые приехал в Плоцк, там меня ждал совсем другой прием.

— Тебе довелось поработать со многими тренерами. Кто впечатлил сильнее других?

— Здесь нечего раздумывать. Конечно, Талант Дуйшебаев. Многому научился под его началом. Это он сделал меня настоящим гандболистом. Ясно, что сейчас это один из лучших тренеров в мире.

— Дуйшебаев умеет и любит работать на перспективу. Как ты относишься к долгосрочным проектам, когда на достижение какой-то значимой цели отводится два-три года?

— А разве можно иначе? Выдать результат сразу очень тяжело. Разве что у тебя много денег. Например, «ПСЖ» или «Веспрем» могут купить любого гандболиста. Но даже при таких возможностях им никак не удается победить в Лиге чемпионов.

В Кельце идут иным путем. Серваас стал владельцем клуба в 2002 году. Команда постепенно развивалась. В итоге в 2016 она выиграла Лигу чемпионов. Победный состав был довольно возрастным. Цель была достигнута, но все понимали, что омоложение неизбежно.

Дуйшебаев основательно обновил ряды и сейчас планомерно подводит команду к новому штурму европейской вершины. Мне кажется, такой путь развития правильный.

— Чего ждешь от сотрудничества с Раулем Алонсо?

— Прибыл в Брест, чтобы выполнять его задачи и установки. Посмотрим, как получится. Хочу играть, показать свой максимум и помочь команде добиться успеха.

— В середине июня провела сбор национальная команда Польши.

— Для нас это было возвращение в гандбол после карантина. Все парни соскучились и работали охотно. Занимались разнопланово. Была физическая подготовка, были игровые упражнения. Сбор прошел продуктивно.

— Как оцениваешь свои перспективы в главной команде страны?

— Поехал на сбор, чтобы понять свои ощущения по ходу тренировочного процесса. Все прошло нормально. Но хочу исключить всякий риск, не та ситуация. А если буду здоров и хватит сил, то с удовольствием помогу сборной.

— Как встретили в Польше отмену квалификации к чемпионату мира?

— Я был огорчен. Схожие чувства испытывали другие игроки и болельщики. С одной стороны, понимал решение ЕГФ. У нее было немного вариантов, и там выбрали отмену. С другой стороны, если бы через квалификацию на чемпионат мира должен был пробиваться кто-то из грандов, тогда, предположу, отыскалось бы иное решение, более справедливое. А так спортивный принцип был нарушен.

— На днях ситуация для поляков кардинальным образом изменилась. ИГФ предоставила вам и россиянам «уайлд кард»…

— И поэтому теперь я доволен. Это хорошая новость для сборной Польши. Важно, чтобы гандбол в моей стране развивался. И участие в чемпионате мира пойдет нам на пользу. Надеюсь, наша сборная покажет достойный результат и докажет, что она не хуже других.

Могу посочувствовать тем командам, кому «уайлд кард» не достались. Повторюсь, спортивный принцип был нарушен. И при любом решении нашлись бы те, кто посчитал его несправедливостью.

— Что надо изменить в польском гандболе, чтобы он вернулся на былые высоты?

— Я восхищался сборной Польши, которая в 2007 года стала вице-чемпионом мира. Потом многое было утеряно. Сейчас нам нужна стабильность. За последние несколько лет в сборной трижды менялись главные тренеры. Разве можно за короткий срок построить надежный фундамент для успеха? Игроки хорошего уровня в Польше есть. Нужно терпение, и все получится.

— В одном из интервью ты сказал, что предпочитаешь жить целями, а не мечтами. Это относится только к спорту или к жизни вообще?

— Спорт — это и есть жизнь, одна из ее составляющих. Она может оказаться долгой или короткой. Между целями и мечтами есть взаимосвязь. Но жить лучше целями. Какой смысл озвучивать мечту, а потом добавлять, что она никогда не исполнится? Если хочешь чего-то достичь, надо подумать, как это осуществить. И двигаться вперед.

— Твои цели или мечты на ближайшие два года?

— Хочу добиться с брестской командой лучшего результата в ее истории. Это стало бы отличным импульсом для дальнейшего развития клуба. А что касается меня, то самое важное сейчас — быть здоровым и много играть.

handballfast.com

Источник: hand-ball.ru